Уполномоченные

Театр оперы и балета

Новосте СД Калезея - Театр оперы и балета

После развала СССР интервью театральных артистов и режиссеров были пронизаны общей болью: «нет условий», «требуется реконструкция», «зритель не идет» — эти фразы и призывы о помощи звучали с каждой газетной полосы. Фактически образовалось выжженное поле: театры продолжали работать, худо‑бедно выпуская спектакли и приноравливаясь к новым условиям, но возможностей для реализации режиссерских и художественных задумок решительно не было. Состояние театров оставляло желать лучшего, масштабная реконструкция и «реанимация» требовались практически каждому. Работать в таких условиях не могли ни труппы, ни режиссеры. 
 


Возрождение храмов искусства началось после провозглашения независимости Беларуси: с первых и непростых лет Президент Александр Лукашенко заботился о развитии отечественного театрального дела, укреплении позиций театра и сохранении тех культурных традиций и наследия, которыми славилась наша страна. Особое внимание Глава государства уделил вопросу реконструкции театров. Кульминацией в деле модернизации стала принятая в мае 2004 года Программа реконструкции и технического переоснащения государственных театров Республики Беларусь на 2004 — 2010 годы. В программу включили 24 театра — те, которым помощь была необходима срочная, а где‑то и неотложная. Именно на этот период пришелся масштабный ремонт в стенах Большого театра оперы и балета — жемчужины театрального искусства независимой Беларуси.

Большой театр: звено между прошлым и будущим

Проект Театра оперы и балета, 1934 год.

В последний раз на сцену главной оперной и балетной сокровищницы страны — Большого театра Беларуси — строители пришли 13 лет назад. Когда поставили первые леса, выяснилось: работы больше, чем предполагали. Театр износился до дыр в буквальном смысле. Состояние не просто аварийное — глобальное обновление и модернизация были необходимы Большому как никогда срочно. В 2006 году по поручению Президента началась последняя на сегодняшний день (и самая масштабная) реконструкция театра. Сейчас это здание — символ Минска, одно из немногих связующих звеньев между Беларусью довоенной, послевоенной и новой — независимой страной XXI столетия.

По кирпичику

Так в 1948 году выглядели окрестности Театра оперы и балета.

…Впервые опытные рабочие руки понадобились театру сразу после войны. Возведенный в 1939 году на самой высокой точке Старого города, минский оперный только чудом устоял в годы военного лихолетья. Хотя уже в самом начале Великой Отечественной зданию серьезно досталось: во время первых бомбежек Минска в него попала авиабомба, которая повредила административную часть театра. Само здание, однако, уцелело. Сразу же после освобождения столицы в его технических помещениях и гримерках поселили рабочих, которые занимались восстановлением города. Реанимировали они и Большой — Иосиф Лангбард лично контролировал ход реконструкции. Правда, учитывая сложности послевоенной экономики, знаменитому архитектору пришлось уступить и согласиться на планировку, отличную от его первоначальных эскизов. Так, в Большом появилась традиционная для театров ярусная система — ложи и партер, балконы и бельэтажи. Количество зрительных мест уменьшилось, зато на радость публике появились новые элементы декора. За лепнину отвечал именитый белорусский скульптор Андрей Бембель.

В 1967 году театру вновь потребовалась помощь. Тогда архитекторы еще больше упростили интерьеры, а само здание технически переоборудовали. 

До основания

В 2006 году по поручению Президента началась последняя на сегодняшний день — и самая масштабная — реконструкция театра. Александр Лукашенко поставил задачу не только оснастить главный оперный символ Минска новейшими технологическими приспособлениями для работы труппы и показа спектаклей. Одновременно требовалось вернуть зданию первоначальный облик. И даже более — реализовать те идеи Лангбарда, которые в условиях экономии 1930‑х годов и послевоенной бедности не могли быть осуществлены.
 


Нынешний генеральный директор Большого театра Владимир Гридюшко, занимавший в ту пору должность заместителя министра культуры, вспоминает:

— Хотелось, чтобы нам не было стыдно перед потомками. Поэтому мы сохранили историческую правду в архитектурном облике театра, при этом сцену сделали уникальной.
 


За время реконструкции театр вырос и вглубь, и ввысь, не меняя при этом внешних габаритов. Декор на стенах и мозаика на полах восстанавливались по оригинальным эскизам Лангбарда. Но если в оригинале расчет был только на паркет, то тут в дело пошли и дорогостоящие материалы — мрамор и гранит. Сцена наклонилась в сторону зрителей, зрительные ряды приподнялись. Новые возможности для «спецэффектов» на сцене появились благодаря гидравлическим шахтам глубиной 20 метров: пространство под сценой специально углубили, вынув больше тысячи кубометров земли. Чуть позже извлекли еще 500 — за счет этого для музыкантов сделали дополнительные помещения рядом с оркестровой ямой. В целом площадь театра после реконструкции увеличилась почти на 9 тысяч квадратных метров, что позволило разместить на его территории новые цехи и технические службы.

После строителей за работу взялись реставраторы — десяток лучших специалистов, чей кропотливый труд сегодня заметен и в «небе», и под ногами. 
 

ФОТО ДЕНИСА МАЛЫШИЦА.

Дело требовало закончить работы к 65‑летию освобождения Беларуси. Справились даже раньше. 8 марта 2009 года состоялось первое театральное представление на обновленной сцене Большого. Обновленный, похорошевший и посвежевший театр открыл лично Президент. Вот что писала «СБ» в номере за 10 марта о том памятном вечере:

«…Театр — это, разумеется, не стены. Это артисты, репертуар, публика, наконец. Но неужели кто‑то серьезно полагает, что творец должен быть голодным? Уж точно не сам творец. И не почитатели его таланта. Поэтому театр, помимо всего прочего, должен быть уютным и современным домом для его обитателей, таким, каким предстал после реконструкции Большой театр оперы и балета. О его политическом значении говорил на открытии Александр Лукашенко:

— Если бы я не торопил, что бы мы сделали за этот короткий промежуток времени примерно в пять лет? Мы бы построили Национальную библиотеку, мы бы создали суперсовременные комплексы — спортивные, культурные, зрелищные, мы, наконец, привели бы в порядок Театр оперы и балета? Нет и еще раз нет! Говорят, что это очень дорого. Повторю еще раз: не я один хотел, чтобы наша страна была суверенной и независимой. А суверенитет и независимость дорогого стоят. Если мы суверенны и независимы, а не провинция другого государства, то надо создавать символы суверенитета и независимости, объекты, которыми мы будем гордиться». 

Главная достопримечательность — не здание театра, а уникальное звучание Большого. По акустике его сцена и залы — одни из лучших в Европе. В том числе и поэтому Большой который год лидирует в рейтинге самых посещаемых театров страны. В 2018 году, по данным Национального статистического комитета, на спектаклях побывали 247,2 тыс. зрителей. 

Похожие новости

  • Уборка снега на даче

    30.01.2021
    Сегодня мы рассмотрим такую специфическую для нашей страны проблему как очистка территории от снега. Всякий владелец дома или дачи сталкивался с этой проблемой, независимо от того, где расположено домовладение – в городе или в сельской местности.
    Подробнее...
  • Кодекс Республики Беларусь о земле

    06.07.2018
    Настоящий Кодекс регулирует земельные отношения и направлен на эффективное использование и охрану земель, защиту прав землепользователей.
    Подробнее...
  • Указ Президента Республики Беларусь №50 от 28.01.2008 в редакции 2017 года

    06.07.2018
    О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ
    Подробнее...
  • Правила внутреннего распорядка

    09.06.2018
    1. Настоящие Правила подготовлены на основе типовых Правил, разработанных в соответствии с подпунктом 8.2 пункта 8 Указа Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 "О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ", иных нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 1048 «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50», и регулируют порядок осуществления деятельности членами садоводческого товарищества на предоставленных им для ведения коллективного садоводства земельных участках в садоводческом товариществе «Калезея» (далее – товарищество).
    Подробнее...
  • ПРОТОКОЛ общего собрания садоводческого товарищества ”Калезея“

    17.01.2018
    На основании Устава СТ «Калезея» в связи с отсутствием возможности собрать общее собрание членов товарищества даже повторно для решения текущих вопросов и выполнения обязанностей председателя товарищества, правлением проведено общее собрание (ПОВТОРНОЕ) путем заочного голосования посредством отправки всей необходимой информации и бюллетеней для голосования при помощи почтовой связи.
    Подробнее...
  • ПРОТОКОЛ общего собрания садоводческого товарищества ”Калезея“

    17.01.2018
    На основании Устава СТ «Калезея» в связи с отсутствием возможности собрать общее собрание членов товарищества даже повторно для решения текущих вопросов и выполнения обязанностей председателя товарищества, правлением проведено общее собрание (ПОВТОРНОЕ) путем заочного голосования посредством отправки всей необходимой информации и бюллетеней для голосования при помощи почтовой связи.
    Подробнее...
  • Отчет ревизионной комиссии

    06.12.2017
    Ревизия садоводческого товарищества «Калезея» (далее СТ «Калезея») проводилась в г.Минске в местах хранения документов по адресу: площадь Парижской коммуны, 1. Ревизия проведена с целью установления достоверности отражения финансовых расходов и другой деятельности согласно Указу Президента РБ №50 от 28.01.2008г., Положению о садоводческом товариществе, Уставу, ГК РБ, Налоговому кодексу РБ.
    Подробнее...
  • ОТЧЕТ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ СТ «КАЛЕЗЕЯ» Поддубного Е.В. за период с 05.05.2016-01.04.2017гг.

    23.11.2017
    ОТЧЕТ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ СТ «КАЛЕЗЕЯ» Поддубного Е.В. за период с 05.05.2016-01.04.2017гг.
    Подробнее...